Плетение на коклюшках

Екатерина Владимировна Шаропова - руководитель кружка “Плетение на коклюшках” в центре народной культуры “Берегиня”представлен именно этот вид кружевоплетения.

История кружевоплетения

Кружевоплетение появилось в России гораздо позднее вышивки, наиболее старинные кружевные отделки выполнены из металлических - золотных и серебряных нитей.

Они украшали одежду знатных горожан 17-ого века. В 18 - первой половине 19 веков наряду золотным кружевом появилось шёлковое и льняное. Кружевной промысел возник из помещичьих мастерских, где крепостные крестьянки обучались с детских лет повторять западноевропейские образцы. Тем не менее творческий труд русских мастериц создал самобытную художественную традицию, огромное разнообразие узоров, своих неповторимых приёмов профессионального мастерства и местное своеобразие кружев в каждом промысловом центре.

Кружево плетут по сколку - техническому рисунку, нанесённую на плотную бумагу. Сколок закрепляют на подушечке-валике, набитом сеном или опилками, который находится под кружевницей. На сколок нанесён рисунок будущего кружева, сперва линиями, затем точками, куда вертикально втыкаются булавки. Выплетают кружево с помощью коклюшек - деревянных палочек, на которые намотаны нитки. Перебрасывая коклюшки из одной руки в другую, кружевница обвивает нитками булавки, переставляя их с одних точек на другие, по мере выполнения рисунка.

Основной элемент коклюшечного сцепного кружева - вилюшка, или полотянка, - узкая полоса-лента полотяного переплетения, изгибы которой вырисовывают формыкружевного узора. Основную "ткань", пиоверхность кружева создают лёгкие сквозные решётки. В парном кружеве фон и узор выплетаются одновременно, в сцепном сплетаются между собой при помощи вязального или тамбурного крючка.

Во второй половине 19 века кружевной промысел широко распространился по деревням и стал делом многих тысяч мастериц. Русские кружева пользовались успехом не только в России, в большом количестве их вывозили в другие страны.